Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ

Общественная жизнь низших слоев населения Тамбовской губернии была настолько бедна и неорганизованна в дореволюционное время, что отвлечь народ от трактиров было нечем. Эта печальная истина не могла не волновать передовых людей. В их среде родилась мысль о создании в Тамбове Комитета попечительства о народной трезвости и Общества народных чтений.

Народные чтения возникли в России в 1872 году. Сначала они были разрешены только в крупных городах, а в 90-е годы стали проводиться и в провинциях. За ведением чтений устанавливался надзор. Проверялась «политическая благонадежность» устроителей. Читать можно было только то, что значилось в установленном для этого каталоге. Читающий был обязан строго ограничиваться напечатанным текстом и никаких пояснений к нему не давать. Представитель полиции, присутствовавший на чтении, следил за тем, чтобы ничего направленного против власти и общественного порядка в чтениях не было.

Инициаторы создания Общества народных чтений в Тамбовской губернии ставили целью распространение в народе «здоровых и нравственных понятий» и использование чтений как средства отвлечения от пагубного пьянства. В Тамбове чтения начались в 1893 году и первое время велись в неудобном для этого помещении классической гимназии. Небольшой зал был тесен.

Еще в 1891 году тамбовский помещик Е. Д. Нарышкин (Представитель виднейшего русского дворянского рода (известного с XVI века), к которому принадлежала мать Петра Первого — Наталья Кирилловна. Е. Д. Нарышкин имел дом в Тамбове. Дом сохранился – угол улиц Кронштадтской и Советской) задумал построить большое двухэтажное кирпичное здание для библиотеки и читальни с залом для народных чтений на шестьсот человек. 14 мая 1891 года в присутствии городского начальства, членов комиссии по устройству народных чтений и других приглашенных лиц состоялась закладка здания. В фундамент западного угла заложили медную доску, на которой были записаны дата начала строительства и имена Е. Д. Нарышкина и архитектора А. С. Четверикова.

По проекту здание должно было быть несгораемым и долговечным. Деревянными были только оконные рамы, двери и стропила с обрешеткой, пропитанные огнеупорным составом. Лестницы сделали чугунные, полы асфальтовые, балки железные, потолки из сводчатого волнистого железа, крышу покрыли оцинкованным железом.

4 октября 1892 года состоялось открытие библиотеки, а в 1894 году — народной читальни. Они стали носить имя. Нарышкина (долгое время это была самая крупная в Тамбовской области научная универсальная библиотека и читальня имени А.С. Пушкина – Советская ул., д. 97). Чтения перенесли в новое помещение. Вскоре в этом же здании расположился и краеведческий музей.

27 сентября 1898 года состоялось первое чтение в Шацком тюремном замке для арестантов. После чтения слушатели пели хором. 15 сентября 1902 года прошло первое чтение в селе Уварове. В открытии чтений принимал участие местный любительский хор.

Через год подобное торжество проходило в селе Русакове Борисоглебского уезда, в здании сельского управления. Энергично принялось за работу Бори- соглебское Общество народной трезвости и народных чтений. В городе и селах уезда открывались чайные, где посетители- могли посидеть в чистой комнате, за небольшую плату получить хороший чай, послушать музыку, почитать полезную книгу или журнал. Общество стремилось дать народу «высокую и полезную пищу для ума и сердца», обогатить его знаниями. Мало- помалу народные чтения входили в жизнь тамбовских уездных городов и сел. По ним было видно, как сильна в русском человеке жажда знаний и просвещения.

Русский народ всегда любил пение. А в дни чтений хоровое пение духовных, народных и патриотических песен рождало особенное состояние духа. Оно объединяло всех в одну семью, создавало возвышенное настроение, пробуждало добрые чувства.

Плодотворную деятельность вело Моршанокое отделение Общества народных чтений и попечительства о народной трезвости. Среди организаторов было немало образованных людей. Они решили создать в городе Народный дом и сделать его для населения очагом культуры.

Весной 1903 года в центре Моршанска на Вознесенской площади Общество купило за 11 тысяч рублей дом с большой усадьбой. Сад предназначался для народных гуляний. В доме разместились просторная читальня и концертный зал, где устраивались чтения, музыкальные вечера и театральные представления.

Долгое время хоровое пение на народных чтениях возникало стихийно. Пели, не готовясь к этому, не думая о программе и, не ставя перед собой музыкально-просветительских целей. В дальнейшем музыке было суждено сыграть активную роль в деятельности Общества народных чтений.

В 1903 году в Тамбов приехал хоровой дирижер П. Н. Богдашев. Он скоро стал в городе популярным человеком как неутомимый общественный деятель,

талантливый организатор и знаток хорового искусства. Одним из замечательных его начинаний было образование хора при Тамбовском обществе народных чтений, главное назначение которого — выступления на бесплатных народных чтениях не менее трех раз в месяц. Средств на содержание хора не было, и Богдашеву предложили изыскать их. Городские власти не проявляли ко всему этому ни интереса, ни внимания. Материальную поддержку можно было найти только у частных лиц, рассчитывая на их пожертвования.

Через год на одном из заседаний Тамбовского губернского комитета попечительства о народной трезвости Богдашев предложил организовать несколько народно-певческих хоров для проведения бесплатных концертов в селах и деревнях, и опять вся организационная работа и материальное обеспечение были возложены на Богдашева. В отличие от церковных хоров так называли светские хоровые коллективы, в репертуаре которых были произведения русских композиторов и народные песни. В виде опыта попечительство решило в течение года выдавать для работы хоров 250 рублей в месяц.

В октябре 1907 года по инициативе Богдашева попечительство открыло бесплатный хоровой класс. Слушатели (сорок человек) — чиновники, мастеровые, любители и профессиональные певцы, учащаяся молодежь, преимущественно из местной духовной семинарии — занимались музыкально-теоретическими предметами (теорией музыки, сольфеджио и гармонией) с преподавателем учительского института С. М. Клипиным и хоровым пением (вел Богдашев). Хор давал бесплатные концерты и выступал на народных чтениях.

Широкую деятельность развили хоры Общества народной трезвости в год пятидесятилетия со дня смерти основоположника русской музыкальной классики М. И. Глинки. Программы концертов, посвященных памяти Глинки, состояли из произведений великого русского композитора. В феврале 1907 года концерты давали в большом зале Нарышкинской читальни. Интерес к ним со стороны слушателей превосходил все ожидания. Перед началом концерта Богдашев знакомил публику с биографией Глинки и рассказывал об историческом значении его творческой деятельности, подчеркивая неоценимую заслугу композитора в создании основ для развития в России национального русского искусства.

На средства губернского Комитета попечительства о народной трезвости в феврале 1908 года в связи с пятьдесят первой годовщиной со дня смерти Глинки концерты проходили в Тамбове и в близлежащих к городу селах. В них участвовал хор Общества народных чтений и солисты — ученики Богдашева.

В селе Столовом в концерте пел местный хор под управлением учителя земской школы К. Д. Дементьева и солисты хора Богдашева. В пяти селах Кирсановского уезда концерты проходили под руководством помощника Богдашева — Е. А. Позднякова. Они давались в зданиях земских и церковноприходских школ при многочисленном стечении слушателей.

На вечерах музыки Глинки исполнялись фрагменты из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», романсы и песни. Впервые простой люд Тамбовской губернии приобщался к своей отечественной музыке. В дальнейшем в бесплатных концертах хора Общества народных чтений стали принимать участие преподаватели Музыкального училища. Введение в программы инструментальной музыки делало концерты разнообразней и интересней. Расширялся круг авторов, чьи произведения исполнялись хором, певцами, скрипачами, пианистами и виолончелистами. Все чаще звучали имена Чайковского, Глинки, Рубинштейна, Аренского, Даргомыжского и других русских композиторов.

Музыкально-воспитательная миссия хора Общества народных чтений с годами расширялась. Отряд музыкантов-просветителей пополнялся новыми энтузиастами. Выдающимся из них был Д. С. Васильев-Буглай, хоровой дирижер (впоследствии известный советский композитор), приехавший в Тамбов в 1906 году после окончания Московского синодального училища. Он начал свою деятельность помощником дирижера и аккомпаниатором в хоре П. Н. Богдашева. Несколько лет спустя в качестве руководителя од ного из хоров разъезжал со своим коллективом по городам и селам губернии.

Зал для народных чтений в Нарышкинской читальне стал центром музыкальной жизни средних и низших слоев тамбовского населения. Здесь устраивались бесплатные концерты хоровой музыки и общедоступные симфонические концерты под управлением С. М. Старикова. Проводились музыкальные вечера с благотворительной целью. Они хорошо посещались и давали большие сборы. Например, 16 декабря 1907 года концерт хора Тамбовского казенного винного склада под управлением Богдашева в пользу столовой для бедных жителей Тамбова дал около 500 рублей. Музыкально-литературный вечер 28 ноября 1908 года в пользу фонда Тамбовского попечительного общества о бедных принес 400 рублей. Концерт духовной музыки 1 марта 1909 года в пользу бедных учеников, устроенный комитетом родителей при мужской гимназии, дал 483 рубля. Немалый интерес представляла собой программа этого вечера, говорившая о серьезном отношении устроителей к музыкальному воспитанию детей. В нее входили «Хор потомков Иафета» из оратории Рубинштейна «Вавилонское столпотворение», «День гнева» из «Реквиема» Моцарта, «Прославление бога природой» Бетховена и другие.

Определенное значение в приобщении населения Тамбовской губернии к музыке имели церковное хоровое пение и духовные концерты.

В феврале 1907 года в тамбовских церковных хорах, состоявших до сих пор из мужчин и мальчиков, детские голоса начали заменять женскими. Это позволило включать в репертуар более сложные произведения классиков церковной хоровой музыки и делать программы концертов более интересными в художественном отношении. Организаторами концертов и дирижерами хоров являлись регенты И.Г. Ельцов, К. П. Магницкий и Ф. Е. Степанов, пользовавшиеся в губернском центре заслуженным признанием и популярностью. Тамбовцы любили и высоко ценили солистов церковных хоров И. М. Рыбакова, Ф. М. Орлова, П. П. Чаплыгина и А. И. Магницкого — певцов с прекрасными голосами.

Концерты хоровой музыки с участием солистов устраивались в разных залах города, а иногда и в храмах. В некоторых концертах принимали участие сводные хоры или несколько хоров. Таким был вечер в Дворянском собрании 25 марта 1907 года. Выступал сводный хор (сто человек) под управлением Ельцова. Исполнялись сочинения старинных мастеров духовной хоровой музыки Д. С. Бортнянского и А. Л. Веделя, произведения А. Д. Кастальского, А. Т. Гречанинова и П. Г. Чеснокова, давших русской культовой музыке национальное направление, и песнопения Ф. Е. Степанова. Хор Ельцова славился замечательным подбором голосов, строем, мощью и солистами, среди которых был знаменитый в Тамбове тенор И. М. Рыбаков.

Большой платный концерт устроили К. П. Магницкий и Ф. Е. Степанов в зале Нарышкинской читальни 15 марта 1909 года. Концерт посвящался памяти Д. С. Бортнянского, А. Ф. Львова и П. И. Турчанинова, в творчестве которых много места занимает духовная хоровая музыка. На вечере выступали все восемь церковных хоров Тамбова (о.коло трехсот пятидесяти человек) и лучшие солисты. Зал читальни был переполнен. Сбор предназначался на постройку памятников Бортнянскому, Львову и Турчанинову.

В свое время в развитии русской музыкальной культуры церковное хоровое искусство сыграло прогрессивную роль. Церковно-певчеекие школы, возникшие в XI веке в Новгороде, Владимире и других городах, явились первыми очагами музыкального образования в России. В церковных хорах получили первоначальное певческое воспитание многие известные русские певцы — О. А. Петров, В. П. Дамаев, Д. А. Смирнов и ряд других. Посещать церковь и слушать хоровое пение могли все. Таким образом масса людей, не имевших возможности покупать билеты на концерты, знакомилась с музыкой, написанной мастерами хорового искусства.

Обилие православных церквей — одна из характерных черт дореволюционной России. В одной Тамбовской губернии их насчитывалось свыше тысячи, а в Тамбове — около двадцати. Число певчих и руководителей хоров было огромным. Но, несмотря на пользу, которую они приносили в деле музыкального просвещения русского народа, положение их было тяжелым. Они жестоко эксплуатировались, были бесправными, большинство влачило нищенское существование. Вследствие разобщенности и инертности певчие и регенты покорно работали на власть имущих, обеспечивая своим трудом благополучие духовной аристократии.

Освободительное движение, вызванное революционными событиями 1905 года, всколыхнуло и служителей церковного хорового искусства. Все чаще и настойчивей раздавались голоса, зовущие к объединению, к отстаиванию своих прав и интересов, к созыву Всероссийского съезда церковно-певческих деятелей. Но ни создание обществ, ни съезды, состоявшиеся в 1908 и 1909 годах, ощутимых результатов не принесли. Положение хористов оставалось бедственным до Октября.

Из книги: Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

Уважаемые посетители сайта!

Если информация, представленная на нашем сайте была для Вас полезной и интересной, просим Вас внести свою скромную лепту и поддержать этот некоммерческий проект:

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz